На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 083 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Свириденко
    Спасибо! Такая пронзительная картина! Русские женщины всегда ждали!Что происходит на...
  • Людмила Свириденко
    Спасибо художнику за такую красоту!Москвич Алексей Б...
  • Людмила Свириденко
    Жаль, что не показали других картин этой художницы, а взяли только самую известную.Серафима Блонская...

Передвижники. Николай Ге.Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины».

Тайная вечеря

«32-летний Ге по-своему прочитал древний миф. От учителя уходит любимый, может быть, самый способный ученик. Гармония содружества нарушена. Решительно воздев руки, Иуда без колебаний набрасывает на плечи одежду. Он уверен в своей правоте, думает не о 30-ти сребрениках, но скорее о борьбе.

Он не может остаться, не покривив душой. Тревожно скачут по стенам огромные тени, и время словно остановилось в пространстве тесной, едва освещенной кельи… Отображая острейший конфликт.Не Иуда виновен – он только символ, художественный образ бесчеловечности в человеке.ХРИСТОС И ПИЛАТ.ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? Ге сказал о своем произведении ссылаясь на трактаты Святых Отцов ,утверждая ,что самый заурядный ничтожный и смиренный человек ,может носить в себе великие духовные сокровища.      «Картина "Что есть истина?" была запрещена царской цензурой, которая усмотрела в ней "неуважение к личности Христа и нарушение его канонического изображения"

      Совесть. Иуда», изобразив ученика, предавшего своего Учителя, как невнятную, закутанную фигуру со спины: Иуда смотрит в одиночестве на пропадающие во тьме, едва заметные силуэты удаляющихся апостолов и стражников, ведущих Христа. Перед нами не человек, а некое существо на пороге страшного решения – самоубийства.

"Я долго думал, зачем нужно Распятие, - для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... Распятие нужно, чтобы осознать и почувствовать, что Христос умер за меня. Я сотрясу их все мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться".

«Суд царя Соломона»

В основу картины положена библейская притча:

«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.

И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. Кстати, А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. Пожалуй, И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.

И сказал царь: подайте мне меч. Вероятно, И принесли меч к царю.

И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. Говорят, А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.

И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Третья книга Царств 3: 16-28). Автопортрет.

"В Гефсиманском саду" (1869 - 1887). Холст, масло

Гефсимания - место, которое находится у подножия Елеонской (Масличной) горы. После Тайной вечери Иисус вместе с одиннадцатью учениками перешёл поток Кедрон и вошёл в Гефсиманский сад, куда часто приходил с учениками своими. В этом саду с давних времён жители Иерусалима высаживали масличные деревья. Здесь, среди олив, отойдя недалеко от учеников и преклонив колени, Иисус в смертельной скорби молился ...

А. С. Пушкин в селе Михайловском.

Ахиллес, оплакивающй Патрокла. 1855.

 За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» Николай Ге в 1855 получил малую золотую медаль.

Перевозка мрамора в Карраре. 1868  Представим, где-то здесь среди хрустально белых каррарских гор,молодой Микеланджело выбирает мрамор что бы сделать надгробие для папы Юлия .

Дубы в горах Каррары. 1868.

Дорога в лесу. Родные просторы.

Голгофа. 1893.

„Голгофа“ – однаиз последних работ художника. Ге продолжает традицию неканонического осмысления евангельских сюжетов. Крест не изображен,на него лишь указывает рука легионера. Склон Голгофы едва намечен.

В центре недописанной картины „Голгофа“ (1893 г.) — Христос

и два разбойника. Сын Божий в отчаянии закрыл глаза, откинул назад голову. Слева от Него нераскаявшийся преступник со связанными руками, расширенными от ужаса глазами, полуоткрытым ртом. Справа юный раскаявшийся разбойник, печально отвернувшийся. Все фигурына полотне неподвижны. Широкими мазками написаны лиловая одежда Христа и темно-желтая — раскаявшегося разбойника, белая плоская вершина Голгофы, синие тени.

„Картина –не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины“.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе         

Конфликт раскрыт без излишней патетики, характеристика героев, интерьер дворца Монплезир – все подчинено задаче исторической достоверности. Рассеянное освещение придает сцене бытовой характер. Полный внутренней мощи облик Петра противопоставлен бессилию царевича, фигура которого будто сливается с интерьером. Зрителю очевидно сразу, на чьей стороне историческая правда

В петербургский период (1869–1875) Ге принимает самое живое участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Это время наибольшей близости его творчества к демократическому реализму передвижников. Не случайно появляется картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).

Голова еврея. Конец 1850-х - начало 1860-х.

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. 1856.

Саул у Аэндорской волшебницы. 1856. . Первый израильский царь Саул пожелал перед важным походом узнать свою судьбу. Аэндорская волшебница вызвала тень пророка Самуила. Пророк предсказал правителю и его сыновьям страшную гибель, поскольку однажды Саул не исполнил предписаний Бога.

Вестники Воскресения. 1867.

В 1863–1869 годах, живя во Флоренции, Ге продолжает создавать произведения на евангельские сюжеты, из которых наиболее значительны «Вестники воскресения»            

Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже. Когда ребенку было три месяца, умерла его мать. Вскоре отец, внук французского эмигранта и отставной офицер, вместе с семьей переехал в Киев. Позднее семья перебралась в Подольскую губернию, где отец купил село. Здесь и прошло детство Ге. Воспитанием мальчика занимались бабушка и крепостная няня, которые оказали влияние на его душевный склад. Уже в детстве формируется добрый, мягкий характер, который всегда привлекал к художнику людей.

С 1840 года Ге шесть лет учится в Киеве, сначала в частном пансионе, затем в гимназии, и здесь начинает серьезно увлекаться рисованием. По окончании Киевской гимназии в 1847 году Николай поступает учиться на математический факультет Киевского университета. С 1848 года он – студент Петербургского университета. Учебу Николай совмещает с посещениями Эрмитажа и долгими часами рисования. Увидев картину Брюллова «Гибель Помпеи», Ге твердо решает стать художником.

В 1850 году он поступил в Академию художеств. Будучи учеником профессора Васина, Ге фактически воспитывался на живых образцах творчества Брюллова.

Весной 1857 года вместе с молодой женой А.П. Забелой он выехал за границу. «Ежели бы меня спросили: зачем вы едете? Я б, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы ответ внешний, не тот. Себе бы я отвечал: оставаться здесь я не могу; там, где ширь, где свобода, – туда хочу. Шесть лет гимназии, два года студенчества, семь лет Академии – довольно, больше нельзя выносить», – вспоминал художник

Посетив Германию, Швейцарию, Францию, Ге на несколько лет поселился в Риме

живя во Флоренции, Ге продолжает создавать произведения на евангельские сюжеты, из которых наиболее значительны «Вестники воскресения» 

Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1872.
Портрет Салтыкова – Щедрина много значил для художника, который был знаком с писателем почти десять лет. Для Гё Щедрин прежде всего человек со сложнейшей умственной организацией, в чем-то парадоксальной, непростой. Тонкостью душевного переживания, печальной усталостью от уродства жизни ценен созданный Гё образ.

Ге приехал к Толстому в Москву, в Хамовники. Вскоре он стал едва ли не членом семьи Толстого. В 1884 году он создает портрет Льва Николаевича, изображая великого писателя за работой.

Рука писателя сжимает перо чуть неловко, но крепко, по-своему. В этой выразительной детали вся гигантская личность Толстого! И художник понимал это: «На портрете центр света может быть где угодно. Вовсе не обязательно, чтобы он был на лице. Почему бы, например, не на руках? Руки сами по себе – разве уже не есть портрет человека?».

Влияние писателя на Ге нельзя сводить к моральному истолкованию евангельских сюжетов и проповеди нравственного самоусовершенствования. Оно сказалось в углубленном психологизме портретов художника этого периода. Написанные с большой живописной силой, они воплощают веру художника в человека, его огромные творческие возможности.

Умер Ге скоропостижно 13 июня 1894 года.

«Я художник… – говорил он. – Этот дар дан не для пустяков, для удовольствия, для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть, что в нем дорого, но что заслоняет пошлость жизни».

 
наверх