Тайная вечеря
«32-летний Ге по-своему прочитал древний миф. От учителя уходит любимый, может быть, самый способный ученик. Гармония содружества нарушена. Решительно воздев руки, Иуда без колебаний набрасывает на плечи одежду. Он уверен в своей правоте, думает не о 30-ти сребрениках, но скорее о борьбе.
Он не может остаться, не покривив душой. Тревожно скачут по стенам огромные тени, и время словно остановилось в пространстве тесной, едва освещенной кельи… Отображая острейший конфликт.Не Иуда виновен – он только символ, художественный образ бесчеловечности в человеке.ХРИСТОС И ПИЛАТ.ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? Ге сказал о своем произведении ссылаясь на трактаты Святых Отцов ,утверждая ,
что самый заурядный ничтожный и смиренный человек ,может носить в себе великие духовные сокровища. «Картина "Что есть истина?" была запрещена царской цензурой, которая усмотрела в ней "неуважение к личности Христа и нарушение его канонического изображения"
Совесть. Иуда», изобразив ученика, предавшего своего Учителя, как невнятную, закутанную фигуру со спины: Иуда смотрит в одиночестве на пропадающие во тьме, едва заметные силуэты удаляющихся апостолов и стражников, ведущих Христа. Перед нами не человек, а некое существо на пороге страшного решения – самоубийства.
"Я долго думал, зачем нужно Распятие, - для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... Распятие нужно, чтобы осознать и почувствовать, что Христос умер за меня. Я сотрясу их все мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться".
«Суд царя Соломона»
В основу картины положена библейская притча:
«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. Кстати, А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. Пожалуй, И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. Вероятно, И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. Говорят, А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Третья книга Царств 3: 16-28). Автопортрет.
"В Гефсиманском саду" (1869 - 1887). Холст, масло
Гефсимания - место, которое находится у подножия Елеонской (Масличной) горы. После Тайной вечери Иисус вместе с одиннадцатью учениками перешёл поток Кедрон и вошёл в Гефсиманский сад, куда часто приходил с учениками своими. В этом саду с давних времён жители Иерусалима высаживали масличные деревья. Здесь, среди олив, отойдя недалеко от учеников и преклонив колени, Иисус в смертельной скорби молился ...
А. С. Пушкин в селе Михайловском. 
Ахиллес, оплакивающй Патрокла. 1855.
За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» Николай Ге в 1855 получил малую золотую медаль.
Перевозка мрамора в Карраре. 1868 Представим, где-то здесь среди хрустально белых каррарских гор,молодой Микеланджело выбирает мрамор что бы сделать надгробие для папы Юлия .
Дубы в горах Каррары. 1868.
Дорога в лесу. Родные просторы.
Голгофа. 1893.
„Голгофа“ – однаиз последних работ художника. Ге продолжает традицию неканонического осмысления евангельских сюжетов. Крест не изображен,на него лишь указывает рука легионера. Склон Голгофы едва намечен.
В центре недописанной картины „Голгофа“ (1893 г.) — Христос
„Картина –не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины“.
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Конфликт раскрыт без излишней патетики, характеристика героев, интерьер дворца Монплезир – все подчинено задаче исторической достоверности. Рассеянное освещение придает сцене бытовой характер. Полный внутренней мощи облик Петра противопоставлен бессилию царевича, фигура которого будто сливается с интерьером. Зрителю очевидно сразу, на чьей стороне историческая правда
В петербургский период (1869–1875) Ге принимает самое живое участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Это время наибольшей близости его творчества к демократическому реализму передвижников. Не случайно появляется картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).
Голова еврея. Конец 1850-х - начало 1860-х.
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила. 1856.
Саул у Аэндорской волшебницы. 1856. . Первый израильский царь Саул пожелал перед важным походом узнать свою судьбу. Аэндорская волшебница вызвала тень пророка Самуила. Пророк предсказал правителю и его сыновьям страшную гибель, поскольку однажды Саул не исполнил предписаний Бога.
Вестники Воскресения. 1867.
В 1863–1869 годах, живя во Флоренции, Ге продолжает создавать произведения на евангельские сюжеты, из которых наиболее значительны «Вестники воскресения»
Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже. Когда ребенку было три месяца, умерла его мать. Вскоре отец, внук французского эмигранта и отставной офицер, вместе с семьей переехал в Киев. Позднее семья перебралась в Подольскую губернию, где отец купил село. Здесь и прошло детство Ге. Воспитанием мальчика занимались бабушка и крепостная няня, которые оказали влияние на его душевный склад. Уже в детстве формируется добрый, мягкий характер, который всегда привлекал к художнику людей.
С 1840 года Ге шесть лет учится в Киеве, сначала в частном пансионе, затем в гимназии, и здесь начинает серьезно увлекаться рисованием. По окончании Киевской гимназии в 1847 году Николай поступает учиться на математический факультет Киевского университета. С 1848 года он – студент Петербургского университета. Учебу Николай совмещает с посещениями Эрмитажа и долгими часами рисования. Увидев картину Брюллова «Гибель Помпеи», Ге твердо решает стать художником.
В 1850 году он поступил в Академию художеств. Будучи учеником профессора Васина, Ге фактически воспитывался на живых образцах творчества Брюллова.
Весной 1857 года вместе с молодой женой А.П. Забелой он выехал за границу. «Ежели бы меня спросили: зачем вы едете? Я б, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы ответ внешний, не тот. Себе бы я отвечал: оставаться здесь я не могу; там, где ширь, где свобода, – туда хочу. Шесть лет гимназии, два года студенчества, семь лет Академии – довольно, больше нельзя выносить», – вспоминал художник
Посетив Германию, Швейцарию, Францию, Ге на несколько лет поселился в Риме
живя во Флоренции, Ге продолжает создавать произведения на евангельские сюжеты, из которых наиболее значительны «Вестники воскресения»
Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1872.
Портрет Салтыкова – Щедрина много значил для художника, который был знаком с писателем почти десять лет. Для Гё Щедрин прежде всего человек со сложнейшей умственной организацией, в чем-то парадоксальной, непростой. Тонкостью душевного переживания, печальной усталостью от уродства жизни ценен созданный Гё образ.
Ге приехал к Толстому в Москву, в Хамовники. Вскоре он стал едва ли не членом семьи Толстого. В 1884 году он создает портрет Льва Николаевича, изображая великого писателя за работой.
Рука писателя сжимает перо чуть неловко, но крепко, по-своему. В этой выразительной детали вся гигантская личность Толстого! И художник понимал это: «На портрете центр света может быть где угодно. Вовсе не обязательно, чтобы он был на лице. Почему бы, например, не на руках? Руки сами по себе – разве уже не есть портрет человека?».
Влияние писателя на Ге нельзя сводить к моральному истолкованию евангельских сюжетов и проповеди нравственного самоусовершенствования. Оно сказалось в углубленном психологизме портретов художника этого периода. Написанные с большой живописной силой, они воплощают веру художника в человека, его огромные творческие возможности.
Умер Ге скоропостижно 13 июня 1894 года.
«Я художник… – говорил он. – Этот дар дан не для пустяков, для удовольствия, для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть, что в нем дорого, но что заслоняет пошлость жизни».
![]() |
Свежие комментарии