Белка предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

«Короткий, но блестящий след ...» - заслуженно ли Василий Пукирев считается "художником одной картины"?

развернуть

Его работы не только замечались, но, временами, ценились. Творчество мастера было известно мэтрам изобразительного искусства, таким, как Карл Павлович Брюллов.

"Неравный брак",  1862, 173×136.5 см

Русский художник Василий Владимирович Пукирев — один из мало известных в наши дни художников. Его жизненный путь полон взлётов, падений, противоречий, поисков творческого совершенства. Оставленное им наследие подобно его жизни: известные работы сочетаются с «не дотягивающими до художественного уровня». В кавычках мы поместили мнение некоторых его критиков, сыгравшее свою роль в судьбе художника.

"Автопортрет". Фрагмент картины «Неравный брак», 1862

"Автопортрет". Фрагмент картины «Неравный брак», 1862

Василий Пукирев родился в Тульской губернии зимним декабрьским утром сто восемьдесят семь лет назад в крестьянской семье. Творчество русского живописца крайне неоднородно по своему содержанию. Академическое образование, школа иконописи, происхождение «из народа» и яркое дарование — четыре движущие силы. И они, то объединившись возносили на высоты почитания и восторгов, а то в противоборстве приводили и к поражениям.

"Игрок", 1855, 57×49 см

"Игрок", 1855, 57×49 см

"Приданое",  1873, 73×66 см

"Приданое", 1873, 73×66 см

"В мастерской художника"

"В мастерской художника"

"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда", 1868

"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда", 1868

Нельзя сказать, что самолюбие или заносчивость Василия Пукирева были причинами неудач в его карьере. Но критики того времени и, к сожалению, последующих периодов, высоко оценивают только одну его работу: «Неравный брак». Это единственное полотно маэстро удостоенное места в Третьяковской галерее.

"Неравный брак",  1862, 173×136.5 см

"Неравный брак", 1862, 173×136.5 см

Что-то не сложилось в его судьбе? Или творчество талантливого художника пострадало стараниями предвзятых критиков? Возможно, исписалась его кисть? Почему ещё и в наши дни фамилия Пукирева часто дополняется высказыванием: «Художник одной картины» - едким определением одного из искусствоведов?

"Мальчик с птичьим гнездом",  1856, 179×124 см

"Мальчик с птичьим гнездом", 1856, 179×124 см

В багаже творца, когда он жил в Москве и на Старой Лубянке, и в казённом общежитии, было написано много интересных картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «Сбор недоимок», «Приём приданого».

Кроме этого написано и много портретов — в большей части по заказам. Вместе с А. К. Саврасовым, он выпускает «Курс рисования» - учебное пособие для академических учебных заведений. На протяжении всей жизни Пукирев не оставляет и иконопись. Им создан целый ряд образов и росписей в московских и губернских храмах.

Два раза живописец предпринимал поездки по разным странам. Причём поездки были организованы силами и на средства Академии.

 При этом «лубочность» Пукирева в его технике и композиции не достигала кустодиевского размаха и бескомпромиссности, тяготея к академической традиции, правилам и стилю письма. Недостаточно могуч? Или слишком требователен к себе?

"Строительство железной дороги", 1871, 84×63 см

"Строительство железной дороги", 1871, 84×63 см

"Сбор недоимок", 1875

"Сбор недоимок", 1875

"Прерванное венчание. Двоеженец", 1877

"Прерванное венчание. Двоеженец", 1877

В нужде, нищете и неизвестности прошли последние годы живописца, несмотря на старания друзей и полученную пенсию. «Короткий, но блестящий след ...» - так было сказано "уходящему" художнику, покинувшему наш мир в пятьдесят восемь лет.

Как бы то ни было, но лишь одна картина Василия Пукирева находится в Третьяковской галерее. Многие иконы его кисти не обозначены авторством. Многие портреты его работы утеряны или забыты в неизвестных частных домах. Другие картины находятся в музеях, но, возможно, не оценены по их достоинству.

zen.yandex.ru


Опубликовано 28.03.2019 в 01:07
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Белка Затейница (Шелл)
Белка Затейница (Шелл) 28 марта, в 01:18 вполне возможно, что его талант просто не успел развернуться во всю мощь, кто знает...
Текст скрыт развернуть
2
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко Белка Затейница (Шелл) 28 марта, в 05:17 А ещё более возможно что мастер писал темы не совсем лояльные власти.  "Ну, что такое сбор недоимок"?! Честь России? Слава России? это же упрёк царствующему дому! Ныне подобных тем пруд пруди.  Но обласкан будет блюдолиз вроде Сафронова. Текст скрыт развернуть
2
Белка Затейница (Шелл)
Белка Затейница (Шелл) Владимир Безбадченко 28 марта, в 10:53 можно подумать, что Репин с Серовым. например ,писали комплиментарные царской власти картины, но им-то ничего не помешало стать известными Текст скрыт развернуть
2
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко Белка Затейница (Шелл) 28 марта, в 14:03 Я не про известность. Ротко тоже известен. Происхождение Пукирева вроде обязывало писать лояльно к власти. Ан, нет! И Репин писал персонажей из народа и не раз. Только более обтекаемо. Чем скажем Пукирев в "Неравном браке". А за "Сбор недоимок" его могли бы и реально наказать. За перекошенные окна избы. За соломенную крышу. За кормилицу–корову, отнятую у семьи. Так что известность нужна таким как Сафронов Никас. А Пукирев писал сердцем. Текст скрыт развернуть
0
vera dobryagina
vera dobryagina 28 марта, в 13:52 А я только за одну эту известную картину не перестану любить этого художника.Для меня - это шедевр! Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Комментарии Facebook
Свежее
Самые гипнотизирующие картины русских художников
22 окт, 05:38
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Самые яркие художники-анималисты
22 окт, 04:26
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Советские красавицы. Все особенности жизни страны отразились в картинах, написанных в тот период.
22 окт, 03:11
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Четыре великих австрийских композитора, которых нельзя не знать
22 окт, 01:30
+1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Фильм с Жаном Маре «Орфей» / Jean Marais - Orphee 1950
22 окт, 01:21
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Популярные российские художн…

Популярные российские художники-акварелисты

21 окт, 01:08
+16 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Мориа ушел в вечность 3 нояб…

Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

20 окт, 01:32
+14 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нищета и милосердие на карти…

Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

19 окт, 04:39
+10 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

Белка
он с Германии. Monheim, Северный Рейн-Вестфалия, Германия
https://professionali.ru/~stanislav-slavi…
Белка Мои работы, на Ваш суд!
Алексей Николаев
Здесь много рисунков зарубежной природы, почти все
Алексей Николаев Мои работы, на Ваш суд!
Алексей Николаев
Славицкий, это якобы автор этих работ?
Алексей Николаев Мои работы, на Ваш суд!

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Популярные российские художники-акварелисты

Популярные российские художники-акварелисты

Первые художники, работающие с акварелью             Аквалерист П. Соколов. Считается первым в России, поэтому его считают прародителем отеч

21 окт, 01:08
+16 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

  Поль Мориа — автор многих шедевров мировой музыки ,  композитор и дирижер ,  а также создатель собственного симфонического оркестра

20 окт, 01:32
+14 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

        Гюстав Доре (1832-1883) - иллюстратор, один из самых плодовитых и успешных книжных мастеров конца XIX века, чья буйная фантазия создал

19 окт, 04:39
+10 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0