Белка предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Бертель Торвальдсен в своей мастерской в Риме

развернуть

[ratings]

 

Торвальдсен в римской мастерской

Датский скульптор Бертель Торвальдсен (1770-1844) провел большую часть своей творческой жизни в Риме.

Это были те самые времена, когда Рим (после Парижа) стал Меккой художников и скульпторов. Не в последнюю очередь этому способствовала могучая (в смысле творческой энергии) личность более старшего предшественника Торвальдсена - Антонио Кановы (1757-1822). Торвальдсен как бы перенял эстафету у Кановы и стал еще больше классицистом, нежели великий итальянский скульптор. Поучил Торвальдсен и русского начинающего скульптора Б.И.Орловского, которого Александр I снабдил сопроводительным письмом к знаменитому датчанину в Риме.

Торвальдсен родился в Копенгагене в семье резчика по дереву, отец – исландец по происхождению. Учился будущий гений в Королевской академии художеств в Копенгагене, получил малую золотую медаль, по итогам обучения в 1793 был отправлен в качестве пенсионера (то есть с пенсионом) в Италию, куда прибыл через четыре года  в 1797, когда ему было 27 лет. В Риме он провел большую часть своей жизни – 40 лет.

Торвальдсен получил известность в 1802-1803 после создания скульптуры «Язон».

В 1820 он приезжал в Копенгаген и работал там над украшением главного собора Копенгагена – собора Богоматери.

В 1825 Торвальдсен был избран президентом знаменитой Академии святого Луки в Риме (после А. Кановы), в 1833 – президентом Академии художеств в Копенгагене, был почетным членом Российской и Французской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.Кристоффер Вильхельм Эккерсебрг (датчанин). Портрет Торвальдсена в форме академика Святого Луки. 1814. Копенгаген Кристоффер Вильхельм Эккерсебрг (датчанин). Портрет Торвальдсена в форме академика Святого Луки. 1814. Копенгаген

Однако, романтическим оказался портрет нашего блестящего, но неудачливого в личной жизни Кипренского, сделанный во время второго его приезда в Рим.О.Кипренский. Портрет Торвальдсена. 1830. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург О.Кипренский. Портрет Торвальдсена. 1830. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

На портрете Кипренского Торвальдсен не молод, но сполна овеян музами и славой. Может быть, это выдумка писателя, но К.Паустовский в своей повести «Орест Кипренский» приводит слова Торвальдсена, который в одну из римских ночей сказал гуляющему с ним Кипренскому и другим сотоварищам, любуясь  игрой света на скульптурах: «Ну что же, камень живет? Только так рождаются образы от античной скульптуры и создаются в тайниках нашей души законы мастерства». Конечно, это все романтично, но мастерство во время ночной прогулки не нагуляешь. Еще следует учесть, что Кипренский оказался в Риме, когда уже гремела слава шестядисетилетнего Торвальдсена, не склонного к романтизму, а склонного к классицизму, а кто-то скажет: академизму. Остается считать такое его высказывание плодом послевоенного времени, когда мешавшего Европе спокойно жить Наполеона давно отправили по нужному адресу на остров Святой Елены и все свободно вздохнули.Ганс Дитлев Христиан Мартенс (Hans Ditlev Christian Martens). Папа Лев XII посещает большую студию Торвальдсена в День Св. Луки 18 октября 1826 г.  Копенгаген. 1830 Ганс Дитлев Христиан Мартенс (Hans Ditlev Christian Martens). Папа Лев XII посещает большую студию Торвальдсена в День Св. Луки 18 октября 1826 г.  Копенгаген. 1830. Музей Торвальдсена

На картине изображен Торвальдсен, показывающий жестом руки на свои работы папе Льву XII. В глубине  сидящая фигура папы Пия VIII (на голове тиара – круглый головной убор), создаваемая для надгробия в соборе Св.Петра в Риме. На переднем плане конная статуя Юзефа Понятовского, за которым видны «Три грации», в центре сидит «Меркурий со свирелью», под копытом коня виден бюст кардинала Эрколе Консалви. Прямо над правой поднятой ногой коня можно видеть группу святых для собора Богоматери в Копенгагене.  За этой группой стоит статуя Христа для собора Богоматери в Копенгагене. На переднем плане под хвостом коня здоровый барельеф с античной конницей Александра Македонского.  

На переднем плане куб - купель с барельефами.
Всегда интересно понять, насколько точно художник воспроизвел то, что увидел. Дадим изображения скульптур, которые запечатлел Дитлев в своей картине.Картина  Дитлева с номерами скульптурных композиций Та же картина  Дитлева с номерами скульптурных композиций

А вот эти же скульптуры Торвальдсена отдельно:Фиг.1. Надгробие Пия VII. Собор Св.Петра в Риме Фиг.1. Надгробие Пия VII. Собор Св.Петра в РимеФиг.2. Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве Фиг.2. Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве 

Фиг.3. Три Грации. Музей Торвальдсена Фиг.3. Три Грации. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Фиг. 4. Меркурий со свирелью. 1818-1822. Копенгаген, Музей Торвальдсена. Высота 174,5 см Фиг. 4. Меркурий со свирелью. 1818-1822. Копенгаген, Музей Торвальдсена. Высота 174,5 см 

Фиг.5. Монумент кардиналу Эрколе Консалви Фиг.5. Монумент кардиналу Эрколе Консалви. 1824-1825. Рим. Пантеон

В Википедии можно найти упоминание о другом  барельефе работы Торвальдсена, созданном для Пантеона, «Кардинал Консалви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращенных Святому Престолу», который сейчас отсутствует. Но, как Торвальдсен изобразил папу Пия VII и кардинала Консалви, мы можем видеть, а заодно оценить их богоугодные дела – присоединение провинций.

Фиг.6. Группа святых для Собора Богоматери: Св. Варфоломей, Св. Фома, Св. Иаков младший, Св. Филипп. Копенгаген Фиг.6. Группа святых для Собора Богоматери: Св. Варфоломей, Св. Фома, Св. Иаков младший, Св. Филипп. Копенгаген

Фиг.7. Христос для Собора Богоматери (модель). Копенгаген Фиг.7. Христос для Собора Богоматери (модель). Копенгаген

Фиг.8. Барельеф с античной конницей. Фрагмент фриза «Триумф Александра Македонского в Вавилоне». 1818-1828 (модель 1812). Тремеццо, вилла Карлотта Фиг.8. Барельеф с античной конницей. Фрагмент фриза «Триумф Александра Македонского в Вавилоне». 1818-1828 (модель 1812). Тремеццо, вилла Карлотта

Фиг.9. Крестильная купель. 1807-1808. Торвальдсен Фиг.9. Крестильная купель. 1807-1808 (по модели 1805-1806). Кирха в аббатстве Брахетроллеборг на острове Фюн. Дания

Чтобы лучше понять, какую роль играла античность, а какую реальные наблюдения для настоящего художника, можно привести историю о том, как Торвальдсен однажды увидел на улице Корсо присевшего на камень грузчика, поза которого была «прекрасно наивной». Так получился «Меркурий». А в Эрмитаже есть уменьшенная копия.


Торвальдсен. Меркурий, победитель Аргуса. Материал - цинк. Высота 72 см. Эрмитаж. Санкт-Петербург Торвальдсен. Меркурий, победитель Аргуса. Материал - цинк. Высота 72 см. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Справка. Аргус – стоглазый страж в греческой мифологии. Гера поручила Аргусу стеречь Ио, превратив ее в корову. Гермес (он же Меркурий) усыпил и затем убил Аргуса, освободил Ио. И что самое интересное, Гера расположила глаза Аргуса на хвосте павлина.

Скульптура Торвальдсена «Меркурий» - подлинный шедевр, еще прекрасней его «Пастушка», изображенного в той же позе, - лучшая работа скульптора, но не все сразу.

 


Источник →

Опубликовано 03.09.2019 в 21:07
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Свежее
Самые гипнотизирующие картины русских художников
22 окт, 05:38
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Самые яркие художники-анималисты
22 окт, 04:26
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Советские красавицы. Все особенности жизни страны отразились в картинах, написанных в тот период.
22 окт, 03:11
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Четыре великих австрийских композитора, которых нельзя не знать
22 окт, 01:30
+1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Фильм с Жаном Маре «Орфей» / Jean Marais - Orphee 1950
22 окт, 01:21
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Популярные российские художн…

Популярные российские художники-акварелисты

21 окт, 01:08
+16 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Мориа ушел в вечность 3 нояб…

Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

20 окт, 01:32
+14 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нищета и милосердие на карти…

Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

19 окт, 04:39
+10 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

Белка
он с Германии. Monheim, Северный Рейн-Вестфалия, Германия
https://professionali.ru/~stanislav-slavi…
Белка Мои работы, на Ваш суд!
Алексей Николаев
Здесь много рисунков зарубежной природы, почти все
Алексей Николаев Мои работы, на Ваш суд!
Алексей Николаев
Славицкий, это якобы автор этих работ?
Алексей Николаев Мои работы, на Ваш суд!

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Популярные российские художники-акварелисты

Популярные российские художники-акварелисты

Первые художники, работающие с акварелью             Аквалерист П. Соколов. Считается первым в России, поэтому его считают прародителем отеч

21 окт, 01:08
+16 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

  Поль Мориа — автор многих шедевров мировой музыки ,  композитор и дирижер ,  а также создатель собственного симфонического оркестра

20 окт, 01:32
+14 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

        Гюстав Доре (1832-1883) - иллюстратор, один из самых плодовитых и успешных книжных мастеров конца XIX века, чья буйная фантазия создал

19 окт, 04:39
+10 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0