Белка предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Сибирское барокко

развернуть

Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние барокко украинского и (в отдельных случаях) ламаистского декора.

Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви

Общие сведения

Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству памятников московского узорочья и барокко, — бесстолпные. С западной стороны к ним примыкают трапезные с колокольнями. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. Декоративная система отмечена оригинальными привнесениями, предположительно восточного происхождения (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы).

В сибирских памятниках переплелись несколько локальных ветвей барокко: прежде всего московского или "нарышкинского", северного, отчасти уральского и, наконец, украинского. Искусство сибирских народов и сопредельных азиатских стран активно включилось в формирование своеобразного архитектурного языка, сообщив ему особый "восточный" привкус.

В Спасской церкви (1706-1710), Богоявленском соборе (1718-1746) представлены стилевые особенности московского "нарышкинского" барокко при сохранении еще древнерусских мотивов. Харлампиевская церковь навеяна храмовым зодчеством Тотьмы; особняком стояла Спасо-Преображенская церковь, выполненная в позднебарочных, скупых формах. А такие церкви, как Крестовоздвиженская церковь (1747-1758), Чудотворская (1748-1765), Вознесенская (1749-1759), Тихвинская (1754-1759), Знаменский монастырь (1757-1762), Троицкая церковь (1763-1775), Владимирская (1777-1780) - полностью принадлежали сибирской барочной школе. Из этих семи церквей три - Чудотворская, Вознесенская, Тихвинская — снесены в 1930-е годы; Владимирская сохранилась, но с очень большими утратами, она стоит в начале ул. Декабрьских событий.

Барокко в иркутских храмах

Поразительно, что семь церквей, довольно значительных по объему, выстроены в общей сложности за тридцать лет в период с 1747 по 1780 г. Такой концентрации барочных культовых построек нет ни в одном сибирской городе. Уже по одному этому можно судить, насколько могущественным и богатым стал Иркутск в ту пору, по праву оспаривая у Тобольска звание сибирской столицы.В традициях Сибирского барокко в Иркутске были построены церкви:

    Владимирская церковьВознесенская церковь (позднее барокко)Знаменская церковь ;Крестовоздвиженская церковьТихвинская церковь (утрачена)Троицкая церковьЧудотворская церковь (утрачена)Богоявленский собор Спасская церковь

Знаменская церковь

Единственный женский монастырь в Восточной Сибири, построенный в традициях иркутской школы сибирского барокко, был основан в 1689 году на месте впадения реки Ушаковки в Ангару. Жители города особенно почитают Знаменский монастырь, так как в его ограде находится могила Е.И. Трубецкой, жены декабриста С. П. Трубецкого, здесь же были похоронены и их дети, один из первых исследователей Курильских островов и Аляски Г. И. Шелихов, декабристы В. А. Бечаснов, П. А. Муханов, Н. А. Панов.

Сибирское барокко

Свято-Троицкий храм

Храм был построен в 1778 году и сегодня является, пожалуй, самым ярким образцом «сибирского барокко» в Иркутске. Церковь отличается необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами, которые были распространены на территории Иркутской области в середине XVIII в.

Сибирское барокко

Крестовоздвиженская церковь

Венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала Крестовоздвиженская церковь в Иркутске - одна из лучших церквей Сибири. Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в 1718 году. Храм освящал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Каменная Крестовоздвиженская церковь строилась 11 лет. В 1747-1758 годах было сооружено основное здание храма, в 1774 – 1779 годах к нему пристроили северный придел. Спустя 100 лет, в 1860 году, к храму пристроили папетрь, несколько исказившую его первоначальный вид. Прежде на этом месте стояло высокое каменное крыльцо . до 1950 года в церкви сохранялись уникальные слюдяные оконницы, но их заменили на обычное стекло. Церковь окружает изящная ограда, оформленная в стиле барокко. Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский искусствовед Г К. Лукомский восхищенно писал: «Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя — покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамске да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей». В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы.

Сибирское барокко

Крестовоздвиженская церковь в Иркутске. Сибирское барокко.

Сибирское барокко

Крестовоздвиженская церковь внутри. Сибирское барокко.

Владимирская церковь

Владимирская церковь 1775 г. первоначально была возведена из дерева и лишь спустя почти 60 лет заменена на каменную. Она строилась на средства иркут­ского купца Якова Протасова.

В основе объемно-пространственной компози­ции лежит крупный, с четырьмя рядами окон четверик под четырехскатной кровлей. Венчает храм двухъярусный малый восьмерик, завершен­ный восьмилотковым покрытием, и более мелкие восьмерики, расположенные над углами четверика. Покрытие четырехскатной кровлей на­столько необычно для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.

Декоративное решение выполнено под влия­нием местных художественных традиций. В фа­садной композиции в основном преобладают вертикальные членения, что значительно отлича­ет пластическое решение данной постройки от убранства других храмов «сибирского барокко». Вертикальная направленность подчеркнута рисунком ступенчатых наличников, рядами узких лопаток, расположенных в межоконных прост­ранствах стены. Впервые в Иркутске применя­ются наличники, вытянутые на два яруса окон (третий и четвертый). Углы храма и трапезной имеют лопатки, заполненные исконно сибирски­ми вдавленными рельефными панно крестообраз­ной формы.

Постройка, несомненно, является выдающим­ся памятником «сибирского барокко». Градоформирующее значение церкви привело к новым решениям этого стилевого направления, выразив­шемся в необычном построении пятиглавого хра­ма и оригинальной трактовке пластического ре­шения.

В настоящее время церковь утратила свои первоначальные формы в результате значитель­ных перестроек и представляет собой невырази­тельный четырехэтажный объем под шиферной кровлей. Сильно пострадал и декор храма, лишь на плоскости стен апсиды частично сохранились рельефные лопатки. Важное градостроительное положение церкви, а также несомненные архитектурные достоинства требуют скорейшего вос­создания ее первоначального облика.

Сибирское барокко

Князе-Владимирская церковь в Иркутске. Сибирское барокко.

Сибирское барокко

Богоявленный собор в Иркутске.

Сибирское барокко

Вознесенский собор.

Сибирское барокко

Троицкая церковь. Один из старейших православных храмов Иркутска.

Точная дата начала строительства каменной церкви не установлена. Вероятно, она была заложена в период с 1754 по 1759 годы. 5 мая 1763 года был освящён правый придел, 26 июля 1775 года — левый придел. 22 сентября 1778 года церковь была освящена.

Источник


Опубликовано 21.08.2018 в 15:00
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Свежее
Самые гипнотизирующие картины русских художников
22 окт, 05:38
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Самые яркие художники-анималисты
22 окт, 04:26
+1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Советские красавицы. Все особенности жизни страны отразились в картинах, написанных в тот период.
22 окт, 03:11
+2 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Четыре великих австрийских композитора, которых нельзя не знать
22 окт, 01:30
+1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Фильм с Жаном Маре «Орфей» / Jean Marais - Orphee 1950
22 окт, 01:21
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Популярные российские художн…

Популярные российские художники-акварелисты

21 окт, 01:08
+16 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Мориа ушел в вечность 3 нояб…

Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

20 окт, 01:32
+14 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нищета и милосердие на карти…

Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

19 окт, 04:39
+10 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

Александр Клюянов
Мастера!
Александр Клюянов Самые яркие художники-анималисты
Белка
он с Германии. Monheim, Северный Рейн-Вестфалия, Германия
https://professionali.ru/~stanislav-slavi…
Белка Мои работы, на Ваш суд!
Алексей Николаев
Здесь много рисунков зарубежной природы, почти все
Алексей Николаев Мои работы, на Ваш суд!

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Популярные российские художники-акварелисты

Популярные российские художники-акварелисты

Первые художники, работающие с акварелью             Аквалерист П. Соколов. Считается первым в России, поэтому его считают прародителем отеч

21 окт, 01:08
+16 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

Мориа ушел в вечность 3 ноября 2006 года в возрасте восьмидесяти одного года, но оставил нам музыку.

  Поль Мориа — автор многих шедевров мировой музыки ,  композитор и дирижер ,  а также создатель собственного симфонического оркестра

20 окт, 01:32
+14 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

Нищета и милосердие на картинах Гюстава Доре, который иллюстрировал Байрона и Библию

        Гюстав Доре (1832-1883) - иллюстратор, один из самых плодовитых и успешных книжных мастеров конца XIX века, чья буйная фантазия создал

19 окт, 04:39
+10 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0